Памяти киевских трамваев:: Форумы::

ТРАМВАЙНЫЙ САЛОН
Светские беседы на околотрамвайные темы
Правила | ЧаВо | Новости ]

Список тем | Создать тему ]

0‒0 ]

АндрейкаЦензура при новой власти так и прет... ;-)[Ответить
[0] 2005-02-02 14:35http://today.viaduk.net/segodnya.nsf/5359a1cf9863c38fc2256714004ffc38/b29d9363915b4488c2256f9a0057e91c!OpenDocument

ЕВРОСОЮЗ: РАЙ БЕЗ КОРВАЛОЛА
Корреспондент "Сегодня" изучал чем обернулась евроинтеграция для простых поляков
Светлана ДОЛИНЧУК "Сегодня"


Уже почти год как разобраны колючие ограждения на границе Польши с другими странами—членами ЕС. Какая-то часть этого реликта прежней эпохи была передана в музеи, остальной металл пошел на переплавку. Страна окончательно попрощалась с прошлым. А чем чревата евроинтеграция в повседневности, поляки узнают постепенно...

НЕРАЗБЕРИХА ПО-ПОЛЬСКИ

Население уже лишилось таких привычных медикаментов, как корвалол, валерьянка и валидол — нет их в европейском перечне. Активированный уголь, который привозился в Польшу из Украины или России, заменили немецким. Как говорят, экологически более чистым, а посему и в три раза более дорогим. Почти исчезла украинская каменная соль, уступив место европейской йодированной. В два раза подорожал сахарный песок, поползли вверх цены на мясо, хлебобулочные изделия и молочные продукты.

В унынии пребывают рыбаки. Мой приятель Томаш Ольбрыхский, владелец нескольких суденышек и маленького рыбоперерабатывающего цеха, рассчитывал ворваться в Европу. Закупил коптильные машины с компьютерами, холодильные установки, переделал помещения, поставил двери в соответствии с европравилами. Ему намекали: ничего из этого не получится. А он упрямо верил. Сдался — узнав, что очередная инспекция готовит документы о закрытии предприятия. Оно, видите ли, стоит на несколько метров ближе к берегу залива, чем полагается по европейским стандартам, кем-то когда-то утвержденным...

Отмена государственных субсидий промышленным предприятиям и открытие рынка для импорта товаров уже стала причиной банкротства многих производителей. Это привело к росту и без того немалой безработицы. В Польше с развитым сельским хозяйством действовало несколько сот мясоперерабатывающих предприятий. И только единицы получили лицензию на торговлю в пределах Евросоюза — они приноровились выращивать животных и птицу промышленным способом, но это снизило вкусовые качества мясопродуктов. "Кушайте побольше курятины, пока вы не вступили в ЕС и мясо в вашей стране имеет вкус настоящего мяса. Потом евростандарты заставят забыть этот вкус. Да и молока побольше пейте — став членов ЕС, украинским фермерам придется подстраиваться под тамошние нормы качества продукта, которые негативно влияют на вкус", — советует знакомый поляк Михал Печарковский.

С облегчением поляки восприняли вести из Еврокомиссии, которая дала "добро" на любимые поляками корнишоны, пирожные с кремом, домашнюю колбасу, водку "Выборова" и "Зубровку". Ведь все это ранее предполагалось перевести на производство по еврорецептам. Оставили в покое и самую популярную польскую еду — бигос, который хотели вычеркнуть из ресторанного меню. Может быть, потому, что слово "бигос" означает не только блюдо "мясная солянка", но еще и понятие "неразбериха".

ПРИГРАНИЧНЫЙ ЕВРОРАЙ

Вообще сейчас очевидно, что от евроинтеграции больше всего выиграли жители приграничных районов Польши. Автобус марки "Мерседес" забирает немецких пассажиров по выходным дням из их городков и привозит прямо к крупнейшим гипермаркетам польского города Щецина. Эта услуга приобрела такую популярность, что автобусу в каждый из двух выходных дней теперь приходится делать по четыре рейса туда и обратно. Сама же необходимость регулярного автобусного сообщения возникла из-за того, что жители восточных немецких земель и даже Берлина все чаще приезжают в Польшу за более дешевыми покупками и услугами.

Расчет немцев очень прост — чем дороже услугу или товар они заказывают, тем больше экономят. Например, технический осмотр на сервисной станции автомобилей "Опель" в Щецине стоит 140 евро, а в Берлине — 300. Прическу на торжество в немецком городе парикмахеры сделают в среднем за 40 евро, а в польских городах — за 10 евро. В таких же пропорциях отличаются цены и на товары бытовой техники, и на услуги стоматологов. При этом качество услуг — идентичны.

ВПЕРЕД В СССР?

Ни один уважающий себя польский эксперт не решается сегодня делать выводы, потеряла или приобрела больше Речь Посполита от членства в Евросоюзе. За год поляки не стали намного богаче или намного беднее. Самый большой парадокс — то что в стране от вступления в ЕС на самом деле мало что изменилось. На "мелкие" неприятности типа закрытия предприятий, не подпадающих под евростандарты, пока особо не обращают внимания. Лишь немногие скептики задаются вопросом: а значит ли это, что польской экономикой управляет уже не польское правительство (плохое оно или хорошее, но свое — близкое, доступное, контролируемое), а какие-то безликие еврократы из Брюсселя. И что поляки за это получили? Но большинство населения, как показывают соцопросы, пока не так пессимистично смотрят на свое будущее. Они надеются реализовать себя, когда Польша войдет в Шенгенскую зону (ожидается, что это произойдет уже в 2006 году) — тогда для поляков будут сняты ограничения по передвижениям и трудоустройству в старых членах ЕС.

Впрочем, в Западной Европе этого момента ждут без особого восторга. Там все чаще задаются вопросом - не повторяет ли ЕС путь СССР? Прошлогоднее пополнение Евросоюза стало своего рода прецедентом: ЕС открыл двери странам, ранее не имевшим возможности присоединиться к нему из-за своего слабого экономического развития. К 2007 году в состав ЕС должны вступить требующие значительных денежных дотаций Болгария и Румыния.

Кстати, вполне благополучная Норвегия, последняя из скандинавских стран, оставшаяся "за бортом" ЕС, начинать переговоры о вступлении не торопится. Зато о намерении подать свои заявки уже официально сообщили Грузия, Украина и... Палестинская автономия. Специалисты по евроинтеграции из польского МИДа, с которыми пообщалась автор этого материала высказали мнение, что существует реальная опасность превращения ЕС в своего рода кормушку, из которой страны, чьи дела по различным причинам обстоят не совсем радужно, надеются получить поддержку по принципу "деньги в обмен на демократию". К чему привел похожий принцип отношений с развивающимися странами, "деньги в обмен на социализм", которого придерживался Советский Союз, хорошо известно - не осталось нынче ни денег, ни социализма, ни самого СССР...

Подобное положение вещей не может не волновать руководителей стран-доноров. Подтверждением их страхов являются частые в последнее время заявления канцлера ФРГ Герхарда Шредера и президента Франции Жака Ширака о "Европе двух скоростей". По сути, они означают не что иное, как не до конца еще оформившуюся идею создания "Евросоюза внутри Евросоюза" — некоего особого закрытого элитного клуба, состоящего из немногих стран и отгородившегося от остального ЕС особыми ограничениями.

 
0‒0 ]

Список тем | Создать тему ]


Новое сообщение   [Поддерживаются: <a><b><u><i><tt><pre><s><small><sub><sup>]

Автор:
Электронный адрес:
Тема сообщения:
 Отправлять ответы на указанный электронный адрес

SMForum v1.30 2011-11-16 © Stefan Mashkevich 2002‒2011